Автоматизация блочной котельной

26.02.2020 Автор: admin

Работающая блочная котельная – это сложная система, где непрерывно протекают множество технологических процессов. Держать эти процессы под пристальным контролем, не допуская появления нештатных ситуаций и незамедлительно сигнализируя, если такие ситуации всё же произойдут – основная задача системы автоматического управления. Основными характеристиками, определяющими, насколько та или иная автоматика является более безопасной по сравнению с конкурентами, являются количество входных каналов (дискретных и аналоговых) по которым информация поступает в блок управления и выходных каналов, по которым блок имеет возможность управлять основным и вспомогательным оборудованием. Если говорить простым языком – это сродни количеству глаз, ушей и рук у блока управления. Само собой разумеется, чем этих каналов больше, тем система более совершенна и безопасна.

Автоматика должна экономить ресурсы. Всё актуальнее и актуальнее сейчас звучат вопросы энергосбережения, потому что эра дешёвых энергоресурсов безвозвратно уходит в прошлое. С каждым годом бремя расходов на оплату топлива, воды, электроэнергии будет только тяжелеть, а учитывая специфику наших климатических условий, проблема экономии ресурсов приобретает первостепенное значение и без преувеличения становится вопросом жизни и смерти. Именно здесь роль автоматического регулирования теплопроизводительности становится незаменима. Система автоматики позволяет гибко настроить работу котельной в соответствии с реальными на данный момент времени условиями (нагрузкой в сетях отопления и ГВС, температурой окружающего воздуха итд). Причём корректировка режима работы котельной происходит непрерывно и полностью автоматически, что исключает пресловутый человеческий фактор, значимость которого по иронии судьбы тем выше, чем сложнее погодные условия. Да, можно сегодня сэкономить, отказаться от приобретения «умной» котельной в пользу более простой и дешёвой, но уже завтра стоимость энергопотерь съест всю выгоду и в дальнейшем затраты на содержание будут только расти, что в конечном итоге вновь приведёт к необходимости замены оборудования на более экономичное.

Автоматика должна быть удобной. При всём выше сказанном, основная цель автоматики управления не вытеснить человека, не отодвинуть его на задний план, лишив права выбора, а помочь принять правильное решение в сложной ситуации, когда нет времени на анализ причин и нет права на ошибку. Из этого следует, что, с одной стороны, при всей внутренней сложности системы внешне её действия и принципы работы должны быть понятны оператору, а с другой стороны, управление системой автоматики должно быть удобно и интуитивно. Другими словами, между человеком и автоматикой должен быть диалог, понятный им обоим. Достичь этого можно только индивидуальной настройкой оборудования под условия на конкретном объекте и под требования конкретного заказчика. На сегодняшний день весь рынок контроллеров автоматического управления можно разбить на две основные группы – это свободно программируемые контроллеры и жёстко программируемые контроллеры. К первым относится большая часть импортных производителей (Siemens, Mitsubishi, Omron и др.) и целый ряд отечественных (Овен, МЗТА и др.) по своей сути они представляют собой элементы своеобразного конструктора (модули ввода-вывода, вычислительные модули, порты связи итд) из которых «строится» конечное устройство. Для того чтобы система автоматики начала функционировать специалист должен запрограммировать контроллер под конкретную задачу на объекте. Вот тут то и выясняется, что конечная стоимость системы автоматики образуется из суммы стоимости контроллера и стоимости работ по его программированию и настройке и, как правило, эта итоговая сумма довольно сильно отличается от первоначальной стоимости «голого» оборудования.

Автоматика должна быть умной и функциональной. В этом отношении «умные» котельные, как и любые другие механизмы, не являются исключением из правил. Наша автоматика кроме классических способов представления информации о работе котельной, её температурных режимах, возможных неисправностях (световая и звуковая сигнализация, вывод на ЖК-экран) имеет возможность передачи всей необходимой информации на сотовые телефоны лиц, ответственных за эксплуатацию котельной. Это не просто делает обслуживание более удобным, но и значимо сокращает время оповещения персонала при возникновении нештатных ситуаций. Уже спустя 3-5 секунд после возникновения таких ситуаций ремонтная бригада будет в курсе природы и типа неисправности и, располагая такой информацией, сможет сориентироваться в методах устранения данной неисправности. Таким образом, время с момента возникновения аварии до принятия первых решений по её устранению уже измеряется секундами. Но и это ещё не всё. В наших системах автоматического управления реализован весь комплекс дистанционного наблюдения и управления работой котельных. Оператор, находясь на диспетчерском пункте обслуживающей организации, имеет возможность следить за работой целого ряда котельных. Удалённо включать или останавливать их, менять температурные режимы. При возникновении аварийной ситуации информация об этом в тот же момент времени поступает к диспетчеру, который принимает решение о выезде ремонтной бригады. В течение всего времени работы котельных на диспетчерском пункте ведутся журналы действий оператора и формируются отчёты по работе котельных. Проанализировав их можно принять решение о корректировке работы той или иной котельной. Таким образом, исключается необходимость держать штат операторов на каждой котельной, что снижает издержки на эксплуатацию и повышает удобство обслуживания котельных.